МОУ "СОШ № 63 с УИП"
Ленинский район город Саратов
  • Профориентация

    Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
    Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

    Цель профориентационной работы в школе:
    оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
    выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
    Задачи профориентационной работы:
    получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
    выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
    Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
    профессиональной просвещение;
    профессиональная диагностика;
    профессиональная консультация.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
    1-4 классы:
    формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
    развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
    постепенное расширение представлений о мире профессионального труда.
    5-7 классы:
    развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
    развитие представления о собственных интересах и возможностях;
    приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
    8-9 классы:
    групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
    профессиональное самопознание.
    10-11 классы:
    коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.                                                                                                                                                                                                                                         Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ                                                                                                                                                                                                                                                                                Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.                                                                                                                                                                                                                                                                Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.                                                                             Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.                                                                                                                                    Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.                   Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.     Формы профориентационной работы в школе                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Работа с учениками:
    встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей;
    экскурсии на предприятия, в ВУЗы, ССУЗы;
    кружки по интересам, углублённое изучение предметов;
    помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами;
    анкетирование учащихся;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
    Работа с родителями:
    индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников;                                                                                                                                                                                                                                                                    лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования;
    проведение классных и общешкольных родительских собраний;
    анкетирование родителей;
    создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии;
    привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
    Организационно-методическая деятельность
    Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
    Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.                                                                                                                                                                             Оценка эффективности профориентационной работы в школе                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных.
    К результативным критериям относятся:
    1. Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.
    Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.
    2. Потребность осознанного выбора будущей профессии.
    Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.
    3.Осознание школьником общественной значимости труда.
    В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.
    4.Осознание школьников своих возможностей и интересов
    Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.
    5.Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии
    Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:
    1. Индивидуальный характер профориентации. Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.
    2. Направленность профориентации на всестороннее развитие личности. Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.                  Ожидаемые результаты школьной профориентации
    При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.

                                                      ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

                        Описание: ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ТЕСТИРОВАНИЕ                               Описание: http://school16blg.ucoz.ru/8/tipichnye_oshibki_v_vybore_professii.jpg                      

                                                                              

                                                                                                                                          Каталог полезных интернет - ресурсов по профориентацииОписание: Выбор профессии

    Атлас новых профессий

    Атлас поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться в ближайшие 15–20 лет, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.

    Подробнее

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
    Навигатум

    Федеральный образовательный проект. Игровые инструменты
    профессионального и личностного самоопределения.
    Для педагогов материалы для системной профориентации и для создания идеальной траектории профориентации от 3,5 лет и до 65 лет.

    Подробнее

    Уроки по профориентации

    Ресурс содержит уроки по профориентации, которые участвовали во Всероссийском профориентационном конкурсе методических разработок «Экскурс в мир профессий».

    Подробнее

    Смартия

    Данный ресурс позволяет школьникам тренировать ключевые умения, собирать для себя содержательные коллекции учебных материалов: из статей, тренингов, онлайн-курсов.

    Подробнее

    Профилум

    Сервис профессиональной навигации, помогает сориентироваться в мире новых профессий, узнать диапазон зарплат, востребованность, требуемые компетенции, подбирает варианты подходящих видов деятельности, предлагает круг профессий на основе компетенций.

    Подробнее

    Проектория

    Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников. Онлайн-площадка для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами.

    Подробнее

    За собой

    Всероссийская программа по развитию системы ранней профориентации «Zасобой» направлена на работу со специалистами в области профессионального самоопределения, а также на работу с учащимися.

    Подробнее

    ТЕСТЫ
    Профориентатор - центр тестирования и развития

    Тесты, методики, консультации специалистов

    Подробнее

    Смарт-курс

    Материалы для тех, кто работает с подростками, помогает им сделать осознанный выбор.

    Подробнее

    Пропуск в профессию

    Практические программы по профориентации: экскурсии в компании, мастер-классы, бизнес-игры и многое другое

    Подробнее

    Время выбирать профессию

    Сайт можно рекомендовать для самодиагностики подросткам и родителям. Педагоги найдут материалы для подготовки к профориентационным мероприятиям.

    Подробнее

    Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру

    На сайте содержится каталог профессий, тематические статьи о профессиях, профориентационные тесты.

    Подробнее

    Профориентация и самоопределение

    Описание профессий, тесты, методики, статьи. Авторская методика профориентации Натальи Грэйс

    Подробнее

    Методический кабинет профориентации Резапкиной

    Mетодики, тесты самодиагностики, статьи и фрагменты из книг и фильмов известного психолога-профконсультанта Галины Резапкиной.

    Подробнее

    Центр профориентации "ПрофГид"

    Тесты профориентации, тесты на профессию, консультации в центре профориентации Э. Давыдовой

    Подробнее

    ТЕСТ Профессиональные предпочтения

    Онлайн-тесты по профориентации

    Подробнее

    ТЕСТ Карта интересов

    Тест на профориентацию — «Карта интересов». Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов учеников в различных сферах деятельности

    Подробнее

    ТЕСТ Учеба.ру Профессии

    Учеба.ру - крупнейший каталог учебных заведений, помогающий не только определиться с выбором вуза, но и с будущей профессией. Раздел "Профессии" содержит тесты и описания профессий.

    Подробнее

    ТЕСТ Профориентация онлайн-тест

    Лучшие тесты на профориентацию в формате онлайн помогут узнать профессию, характер, таланты, удачные направления в жизни и в бизнесе.

    Подробнее

    ВИДЕО Калейдоскоп профессий

    Просто и понятно о профориентации и выборе профессии для малышей, старшеклассников, студентов, взрослых в формате коротких видео

    Подробнее

    «Профессии, зарплаты, вузы: навигатор абитуриента 2022»

    «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» и Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова выпустили новый социально-ориентированный ресурс для старшеклассников и абитуриентов «Профессии, зарплаты, вузы: навигатор абитуриента 2022»

    https://na.ria.ru/20220323/vuzy-1779514893.html

    Навигатор абитуриента

    Подробная информация о ведущих российских университетах (и колледжах) можно посмотреть на их специальных страницах на сайте РИА Новости в разделе «Навигатор абитуриента»

    Документы не выбраны

    Найдено: 2

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie